В мире дизайна и печатной продукции есть масса специальных слов и терминов, с которыми сталкиваются дизайнеры каждый день. В этой статье мы решили собрать их в один большой дизайнерский словарь.
Сохраняйте и используйте.
Фотостоки (англ. photostock) — это специальные сервисы, где можно скачать изображения в хорошем качестве. Есть много ресурсов, на которых авторы размещают свои работы за определенную плату, но есть и сайты, на которых фотографии и иллюстрации можно скачать бесплатно. Больше про бесплатные фотостоки тут.
Золотое сечение (англ. golden ratio) — это принцип композиции, при котором целое делится на части таким образом, что меньшая часть относится к большей так же, как большая к целому. Это соотношение, часто обозначаемое греческой буквой фи (), приблизительно равно 1,618. Оно считается идеальным балансом между компонентами. Золотое сечение широко применяется в архитектуре, искусстве и дизайне для достижения эстетически гармоничных пропорций.
Композиция (англ. composition) — это организация элементов дизайна для создания гармонии и баланса, направленная на привлечение и удержание внимания зрителя. Она включает в себя правильное распределение объектов, цветов и пространства, чтобы обеспечить легкую навигацию по дизайну и подчеркнуть якорные объекты. Основываясь на принципах баланса, контраста и единства, хорошая композиция делает визуальный опыт не только приятным, но и интуитивно понятным.
Якорный объект (англ. anchored object) — это важный визуальный элемент в дизайне, который играет ключевую роль в создании баланса и организации пространства на странице, а также направляет фокус внимания пользователя. Это может быть любой элемент, способный привлечь и удержать взгляд: логотип, ссылка, кнопка, заголовок или блок текста. Расположение и оформление якорных объектов продумываются таким образом, чтобы они структурировали контент, делали интерфейс интуитивно понятным и подчеркивали ключевые моменты, облегчая пользователю восприятие информации и навигацию по продукту.
Контраст (англ. contrast) — это ключевой прием в дизайне, используемый для выделения якорных объектов путем противопоставления их цвета, размера или формы окружающим элементам. Это позволяет сразу привлекать внимание к наиболее важным частям композиции, создавая четкие фокусные точки и улучшая визуальную иерархию. Применение контраста эффективно направляет взгляд зрителя к ключевым элементам, облегчая восприятие и интерпретацию дизайна.
Иерархия (англ. hierarchy) — распределение элементов по степени их значимости. Хорошо продуманная иерархия значительно упрощает навигацию по контенту, позволяя пользователям быстрее находить ключевую информацию.
Плотность (англ. density) — это количество информации и визуальных элементов в определенном пространстве. Этот термин помогает описать насыщенность страницы или дизайнерского макета: высокая плотность означает, что элементы расположены близко друг к другу, что может создать ощущение перегруженности или сложности. Наоборот, низкая плотность характеризуется большим количеством свободного пространства, придающего дизайну легкость и простор. Правильный выбор плотности важен для обеспечения читабельности и визуальной привлекательности.
Размер точки (англ. point size) — это типографская единица измерения, используемая для определения размера шрифта в дизайне. Один размер точки равен 1/72 дюйма в высоту. Чем больше размер точки, тем крупнее шрифт будет отображаться в дизайне. Размеры точек обычно измеряются в точках (сокращенно «pt»).
Акцидентный текст (англ. display type) — используется для максимального привлечения внимания к определенной информации. Это особый вид текста, набранного шрифтами, которые разработаны специально для выделения и акцентирования, а не для чтения больших объемов текста. Такие шрифты обычно имеют уникальные, выразительные особенности и часто используются на афишах, обложках журналов и книг, рекламных плакатах и в любом другом месте, где важно быстро привлечь внимание зрителя. Создание акцидентного текста — это искусство, требующее чувства стиля и понимания того, как разные шрифты воздействуют на восприятие информации.
Х-Высота (англ. x-height) — это средняя высота строчных букв. Такое название она получила из-за того, что обычно это значение иллюстрируется с помощью высоты буквы Х в любом шрифте.
Висячие предлоги (англ. hanging preposition) — это предлоги или короткие слова, которые остаются в конце строки текста. Их следует переносить на начало следующей строки. Такой подход облегчает чтение и восприятие текста, делая его более эстетичным и визуально привлекательным. Это особенно важно в профессиональной верстке и дизайне изданий, где внимание к деталям играет ключевую роль в создании качественного продукта.
Антиква (англ. аntiqua) — это тип шрифта, характеризующийся наличием мелких украшательных элементов, называемых засечками, на концах основных линий символов. Эти засечки не только украшают шрифт, но и способствуют лучшей читабельности текста, особенно при печати на бумаге. Шрифты антиква традиционно ассоциируются с профессионализмом, авторитетностью и классической эстетикой, что делает их предпочтительным выбором для оформления книг, газет и журналов. Благодаря засечкам, которые визуально связывают буквы в строчки, антиква обеспечивает удобство чтения длинных текстов, облегчая восприятие информации и снижая утомляемость глаз.
Антиква старого стиля. Репродукция шрифта Николя Жансона. Венеция, около 1470 года
Слаб шрифты, брусковые шрифты (англ. slab serif fonts) — это шрифты с более толстыми и прямолинейными засечками. Они создают ощущение стабильности и солидности, благодаря чему идеально подходят для заголовков и визуальных акцентов, но не для длинного основного текста. Слаб шрифты привлекают внимание и могут добавить дизайну характера и уверенности, делая их популярным выбором для рекламных объявлений, плакатов, логотипов и других элементов, где важно сделать сильное визуальное впечатление. Кстати, как выбрать шрифт для логотипа, мы рассказали в этой статье.
Фирстиль (англ. corporate style, brand style), также известный как айдентика, — это комплексный набор визуальных и концептуальных элементов, который формирует уникальный образ компании. Он включает в себя логотип, фирменные цвета, шрифты, иллюстрации и указания к их использованию в различных контекстах — от полиграфической продукции до интернет-сайта. Фирменный стиль отражает ценности и миссию компании, способствуя формированию единого и целостного образа в глазах клиентов и партнеров.
Трекинг (англ. tracking) — регулировка интервала между группой букв в слове, строке или абзаце, чтобы улучшить его читабельность и эстетическую привлекательность. Это процесс расширения или сжатия пространства между символами в тексте не на уровне отдельных буквенных пар (кернинг), а равномерно по всему тексту или выбранной его части. Трекинг используется для достижения визуального баланса и может быть особенно полезен в заголовках, логотипах и других элементах дизайна, где важно визуальное восприятие текста.
Кернинг (англ. kerning) — корректировка расстояния между отдельными буквами для улучшения внешнего вида текста и его читабельности.
Визуальный вес (англ. visual weight) – это концепция в дизайне, описывающая способность одного элемента в композиции привлекать внимание зрителя. Этот параметр зависит от ряда факторов, включая размер, цвет, текстуру, форму и контрастность объекта по отношению к его окружению. Элементы с большим визуальным весом кажутся более заметными и доминирующими в дизайне, тем самым управляя направлением внимания аудитории и создавая фокусные точки. Умелое использование визуального веса позволяет дизайнерам создавать сбалансированные и гармоничные композиции, правильно расставляя акценты и ведя взгляд зрителя через всю страницу или изображение.
UI-кит (англ. UI-kit) — это комплект элементов пользовательского интерфейса, предназначенный для создания единообразного и гармоничного дизайна веб-сайтов, мобильных приложений или любых других цифровых продуктов. Включает в себя кнопки, иконки, поля ввода, переключатели, виджеты и другие элементы, выполненные в одном стиле. Использование UI-кита обеспечивает консистентность и узнаваемость продукта, упрощает процесс разработки и повышает удобство использования за счет предсказуемости интерфейса для пользователя. Это ценный инструмент для дизайнеров и разработчиков, стремящихся создать качественный и функциональный пользовательский интерфейс.
Шорткат (англ. shortcut) — сочетание клавиш, которое выполняет определенную команду. Они ускоряют работу и помогают настроить клавиатуру под свои запросы.
Чип (англ. chips) — графический элемент в интерфейсе. В отличие от чекбоксов и радиокнопок, где для выбора нужно нажать на элемент рядом со словом, в чипах само слово становится интерактивным элементом.
Утилита (англ. utility) — вспомогательная программа для решения конкретных задач, которая упрощает и ускоряет работу. Такие программы автоматизируют процессы или дают доступ к скрытым настройкам.
Триггер (англ. trigger) — внешний или внутренний импульс, который заставляет пользоваться сервисом или мобильным приложением. К внешним триггерам относятся push-уведомления и рассылки. К внутренним — эмоция или привычка, связанная с использованием продукта.
Лорем ипсум, или текст-рыба (англ. lorem ipsum) — это стандартный псевдолатинский текст, широко применяемый в веб-дизайне, графическом дизайне и типографике, для временного заполнения мест, где в будущем будет размещён реальный текст.
Заполнитель (англ. placeholder) — это временный элемент, используемый в процессе разработки дизайна для обозначения места, где в будущем будет размещен реальный контент, такой как текст, изображения или видео. Заполнители помогают визуализировать структуру и макет проекта, позволяя дизайнерам и разработчикам сосредоточиться на компоновке и пользовательском интерфейсе, не отвлекаясь на создание окончательного контента. Использование заполнителей в вайрфреймах и макетах (мокапах) облегчает планирование распределения элементов на странице и дает представление о том, как будет выглядеть готовый продукт, обеспечивая эффективное общение идеи проекта команде и клиентам.
Единообразие (англ. consistency) — это ключевой принцип, обеспечивающий согласованность и гармонию всех элементов внутри одного продукта, а также между различными продуктами одной марки или компании. Это может проявляться в визуальном единообразии, например, когда фирменные цвета, шрифты и логотипы используются последовательно во всех материалах, связанных с брендом, как это делает IKEA на своем сайте и в сети магазинов. Также единообразие может касаться поведенческих аспектов, например, сценариев взаимодействия с пользовательским интерфейсом, когда нажатие на логотип всегда возвращает пользователя на главную страницу. Соблюдение единообразия упрощает взаимодействие с продуктом, повышает узнаваемость бренда и способствует формированию доверия и лояльности пользователей.
Дизайн-система (англ. design system) — это комплексный набор стандартов, инструментов и компонентов, разработанный для обеспечения единообразия и согласованности в дизайне и разработке продуктов. Она включает в себя не только визуальные атрибуты, такие как цвета, шрифты и элементы интерфейса, но и поведенческие паттерны, правила работы с контентом, а также методологии взаимодействия внутри команды. Дизайн-система служит унифицированным источником правил и рекомендаций, которые ускоряют процесс разработки, упрощают коммуникацию между участниками проекта и помогают поддерживать высокое качество и целостность продукта на протяжении всего его жизненного цикла. Создание и поддержание дизайн-системы требует тщательной работы и сотрудничества дизайнеров, разработчиков и менеджеров проекта.
Вайрфрейм (англ. wireframe) — набросок будущего макета, который демонстрирует основное расположение элементов интерфейса и контента на страницах веб-сайта, мобильного приложения или любого другого цифрового продукта, не вдаваясь в детали дизайна. Вайрфреймы служат фундаментом для дальнейшей разработки дизайна, позволяя команде и заинтересованным сторонам согласовать структуру и функциональность продукта еще до начала работы над детальным визуальным оформлением. Они могут быть созданы в виде простых рисунков от руки или с использованием специализированного программного обеспечения и часто применяются для проведения первоначального тестирования интерфейса с пользователями, что позволяет выявить потенциальные проблемы в удобстве использования продукта на ранних стадиях разработки.
Прототипирование (англ. prototyping) — это процесс создания функциональных образцов дизайна для проверки концепций, тестирования интерфейса и улучшения взаимодействия с пользователем. Позволяет выявить и устранить проблемы на начальном этапе разработки продукта.
Респонсивный дизайн (англ. responsive Design) — это подход к разработке сайтов или мобильных приложений, который позволяет контенту гибко адаптироваться к различным размерам экрана, обеспечивая удобное и правильное отображение на любом устройстве.
Юзабилити (англ. usability) — включает в себя простоту освоения продукта, легкость навигации по нему, а также наличие интуитивно понятного и доступного интерфейса. Это означает, что продукт, будь то веб-сайт, мобильное приложение или любой другой пользовательский интерфейс, должен быть разработан таким образом, чтобы пользователи могли легко и интуитивно понимать, как им пользоваться, находить нужную информацию и выполнять необходимые действия без излишних трудностей. Разработка с учетом юзабилити способствует повышению удовлетворенности пользователя, снижению частоты ошибок и увеличению общей эффективности использования продукта.
Оттенок (англ. hue) — это цвет в чистом виде. Оттенок представляет собой основной цвет без добавления белого или черного. Он является одной из ключевых характеристик цвета и определяется его положением на цветовом круге. Проще говоря, оттенок — это то, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о цвете, например, желтый, синий или красный, исключая белый, черный и различные градации серого, которые не считаются оттенками в строгом смысле.
Монохроматические цвета (англ. monochromatic colors) — это цветовая схема, состоящая из различных оттенков, тонов и насыщенности одного и того же цвета, например, различные оттенки синего. Использование монохроматической палитры позволяет добиться глубины и изысканности дизайна, делая его одновременно простым и выразительным.
Аналоговые цвета (англ. analog colors) — это цветовая палитра, состоящая из трех цветов, которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге, например, различных оттенков зеленого, желтого и оранжевого. Эти цвета гармонично сочетаются между собой, создавая приятные для глаз комбинации. Аналоговая цветовая схема часто используется для достижения естественной и уютной атмосферы в дизайне, поскольку подобные комбинации широко представлены в природе.
Оттенки серого (англ. shades of grey) — это палитра, включающая в себя множество градаций между чистым белым и абсолютным черным, проходя через весь спектр серого цвета. Использование оттенков серого в дизайне позволяет достичь глубины и объемности изображения, сохраняя при этом упрощенную цветовую схему. Этот подход часто применяется в проектах, где требуется подчеркнуть форму, текстуру и контраст, не отвлекаясь на цвет. Оттенки серого могут добавить изящество и профессиональность визуальному восприятию, делая их идеальным выбором для создания минималистичного дизайна, элегантных фонов, логотипов, макетов веб-сайтов и мобильных приложений.
Отрицательное пространство, негативное пространство (англ. negative space) — это не занятая элементами область в дизайне, которая играет ключевую роль в создании визуального баланса и структуры композиции. Использование отрицательного пространства позволяет улучшить восприятие отдельных элементов и обеспечить визуальный комфорт для глаз зрителя. Дизайнеры могут использовать отрицательное пространство для формирования определенных форм или создания скрытых изображений, как в примере с логотипом FedEx, где пространство между буквами «E» и «x» формирует стрелку, символизирующую скорость и точность доставки. Больше про негативное пространство читайте в этой статье.
Мы искренне надеемся, что представленная статья стала для вас источником полезных знаний и способствовала обогащению вашего профессионального языка новыми терминами из области дизайна. Пусть эти сведения вдохновят вас на создание уникальных и запоминающихся дизайнерских работ. В случае необходимости реализовать ваши творческие идеи в материальном виде, помните, что наша типография New Media всегда к вашим услугам.
Независимо от того, нужен вам флаер, брошюра, визитка или любая другая полиграфическая продукция, наша команда готова помочь воплотить ваши идеи в жизнь. Мы не только предлагаем широкий спектр услуг печати, но и обеспечиваем высокое качество и профессиональный подход к каждому проекту. Доверьте нам свои задачи в области полиграфии, и мы сделаем все возможное, чтобы ваши проекты были реализованы наилучшим образом.
Пишите нам:
[email protected]
Звоните:
+380678347770
+380487347770