Избавление от пластика — тенденция, которая принимает все более серьезные масштабы. И это радует.
Землю загрязняют не только крупные промышленные предприятия и вредное производство. Вы пользуетесь удобными пакетами-майками в супермаркетах? Срок жизни такого пакета — от 10 минут до часа, пока вы донесете продукты до дома. А разлагается этот вид пластика 400 лет. При его сжигании в воздух попадают опасные канцерогены, потом они попадают в подземные воды. По статистике, в Украине один человек использует около 500 таких пакетов в год. Именно пластиковая упаковка обычных продуктов, которые мы покупаем каждый день, сегодня считается главным источником загрязнения окружающей среды.
Главные эко-тенденции в Европе — замена пластиковой тары биоразлагаемыми аналогами и избавление от пластиковой упаковки в супермаркетах.
Так, компания Carlsberg представила проект новых пивных бутылок, безопасных для окружающей среды. Они будут сделаны из переработанных древесных волокон и бумаги. Биоматериалы полностью разлагаются. Но пока это лишь концепт.
Компании Danone и Nestlе вкладывают средства в разработку эко-бутылок для воды. Они намерены заменить пластик из нефтепродуктов на биопластик из опилок и картона, который полностью разлагается.
Крупные торговые сети используют эко-френдли материалы: вместо пластиковых этикеток и ценников — бумажные, вместо целлофановой пленки с воздушными пузырьками, которую используют при перевозке хрупких товаров, — переработанный картон.
В крафтовые бумажные пакеты складывают покупки в бутиках Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Victoria Secret и других модных брендов.
Американская сеть супермаркетов Trader Joe’s упаковывает фрукты, овощи, сыпучие материалы в бумагу и картон, а для мяса и рыбы разработали упаковку из биоразлагаемого пластика.
Британская сеть Waitrose предлагает покупателям многоразовые контейнеры, которые можно купить или взять в аренду. Овощи, фрукты, орехи, крупы, кофе и чай, алкоголь, бытовая химия — всё продается без упаковки. Если вы используете контейнеры, их цена ниже на 15%. Сеть в 2018 году отказалась от производства 52 000 000 одноразовых стаканчиков и 71 000 000 пакетов.
А бьюти-марка Lush пошла еще дальше: твердые шампуни, гели для душа, бомбочки для ванн из натуральных материалов они продают в naked stores. В таких «обнаженныех магазинах» косметика продается вообще без упаковки! Клиенты приходят с тканевыми мешочками или многоразовыми контейнерами, куда складывают покупки. А специальное мобильное приложение Lush Lens автоматически распознает товар по фото и показывает информацию о нем. Сейчас работают три магазина такого формата, в Италии, Германии и Великобритании. По данным компании, на этом сэкономили 1 500 000 пластиковых баночек для косметики.
Франция с 2017 года официально отказалась от тонких полиэтиленовых пакетов, заменив их на картонные коробки и пакеты. А складывать покупки посетители могут в огромные сумки из вторично переработанного пластика и многоразовые сумки-сетки. А в Германии покупатели предпочитают ходить по магазинам с холщовыми сумками, тканевыми рюкзаками и корзинками. Модные дома чутко реагируют на ситуацию: они уже разрабатывают коллекции тканевых сумок для супермаркетов, дизайн которых понравится и подросткам, и бабушкам, и деловым леди.
А что делать с теми миллионами тонн использованного пластика, что уже есть? И для этих опасных для планеты отходов можно найти применение!
Сеть супермаркетов Marks & Spencer Market Place в Великобритании отказалась от одноразовых пластиковых пакетов и разработала удобные многоразовые сумки из переработанного пластика, собранного в самых загрязненных уголках планеты. В каждом супермаркете сети есть точки сбора пластика, который затем грамотно утилизируется.
Есть и более экзотические способы избавить Землю от лишнего пластика. Так, американская компания Rothy’s изготавливает обувь… из пластиковых бутылок. Девиз Rothy’s: From Bottle To Beautiful. Эко-френдли обувь выглядит достаточно стильно. Пластик стерилизуют, измельчают и прессуют, затем нагревают и вытягивают в нити. Затем обувь печатают на 3D-принтере и упаковывают в коробки из био-материалов. В 2016-2018 годах компания переработала более 37 000 000 пластиковых бутылок, убрав в лица планеты несколько свалок.