Современная типография сегодня — это высокотехнологичное производство, которое может изготавливать по полиграфическую продукцию за довольно короткий срок. Она прошла длинный путь развития от первого печатного станка до печатных машин, которые могут работать автоматически без участия человека. Давайте окунемся в историю и узнаем где и когда появилась первая типография.
Как вы понимаете, несколько столетий назад, книги переписывались вручную. Это приводило к большим затратам времени и ресурсов. Каждая такая книга была очень дорогой и ценной.
Библиотеки, которые насчитывали в себе хотя бы десяток книг, были достойны уважения, а если счет экземпляров шел на сотни, то такая библиотека славилась на всю Европу, и каждый любитель литературы мечтал туда попасть.
Прошло немало десятилетий, прежде чем человек попробовал вырезать на досках буквы, намазывать их краской и прикладывать к листам бумаги. Так появилась ксилография — техника печати с деревянных досок (от греческого слова «ксилон», что означает «срубленное дерево»).
Что это за процесс?
Текст или рисунок карандашом или пером рисовали на отполированной доске лиственных деревьев продольного распила.
Затем мастер специальным инструментами вырезал нужные буквы или элементы рисунка, так чтобы они становился выпуклым, удаляя все лишнее. Именно на эти выпуклые элементы и наносилась потом краска. Затем доска с выпуклыми буквами прикладывалась к листу бумаги и подвергалась воздействию пресса. Так на бумаге оставалось нужно изображение.
Археологи утверждают, что в VIII веке народы Дальнего Востока уже умели печатать тексты и изображения с деревянных досок. На северо-западе Китая, у границы с Монголией, лежит провинция Ганьсу. Среди достопримечательностей провинции — древний город Дуньхуан.
В окрестностях его высится отвесная скала. В стародавние времена буддийские монахи устроили здесь монастырь Цяньфодун, вырубив в скале около 480 пещер. Его еще называют «пещерами тысячи Будд», так как в каждой из пещер есть одна, а то и несколько статуэток основателя буддизма. Там была найдена огромная библиотека. Замуровали ее буддийские монахи, по-видимому, еще в XI веке. Здесь хранились тысячи рукописей на китайском, тибетском, санскритском, древнееврейском, согдианском языках. Самой интересной находкой в «пещерах тысячи Будд» была древнейшая печатная книга «Цзинь ган цзин».
Она была изготовлена в виде свитка, склеенного из 7 листов. На шести из них — текст, на одном — изображение сидящего Будды. И текст и изображение отпечатаны с гравированной по дереву формы.
Надпись в конце свитка говорит о том, что напечатал его 11 мая 868 года мастер Ван Цзе «для дарового всеобщего распределения с целью в глубоком почтении увековечить память своих родителей». Больше мы ничего не знаем об этом мастере, имя которого впервые можно связать с печатной книгой.
Впоследствии были найдены и более древние оттиски, на которых, правда, не указано имя изготовившего их мастера.
В XIV веке ксилография стала известна в Европе. Завезли ее сюда арабы — скорее всего, вместе с игральными картами. В 70-х годах XIV века эта азартная игра, словно эпидемия, распространилась в немецких землях, в Швейцарии, во Франции. Однако упоминания о ней встречаются еще раньше. Карты делали от руки, с помощью картонных трафаретов, но чаще печатали с деревянных досок.
В конце XIV — начале XV века в Германии и Голландии начали выпускать книжки-картинки с текстом и иллюстрациями, воспроизведенными с гравированных деревянных досок. Это — небольшие брошюры объемом в 20—50 страниц. Чаще других встречается так называемая «Библия бедных» — сюжеты из Ветхого и Нового заветов, поясненные наивными картинками. Старейшая из них отпечатана в Германии около 1430-1440 годов, единственный сохранившийся экземпляр книги находится в Университетской библиотеке в Гейдельберге.
К Библии восходят и другие ксилографические книги: «Апокалипсис», «Зерцало человеческого спасения», «Книга королей, или Жизнеописание Давида», «Жизнь и муки Иисуса Христа». Не менее чем тридцатью изданиями вышла в свет книжка «Искусство умирать», сочиненная епископом и кардиналом Матвеем Краковским. Ее выпускали на латинском, немецком, фламандском, французском, английском языках.
Были среди ксилографических книг различные календари, «Книга планет» — своеобразное руководство для «предсказателей судьбы», «Искусство хиромантии», учебник латинской грамматики, сочиненный около 350 года Элием Донатом.
Книги эти печатали с одной стороны бумажных листов, которые затем склеивали пустыми сторонами. Изготовленные таким способом издания называются анопистографическими. Позднее научились печатать с обеих сторон листа. Для этого пришлось изобрести специальный станок.
Для каждой страницы гравер изготовлял отдельную доску. А это — не меньше месяца утомительной работы. Если бы и сегодня книги печатали таким способом, то, например, только для одной книги пришлось бы выгравировать более 600 досок. А после выпуска тома в свет доски пришлось бы выбросить или же хранить на специальном складе, пока не потребуется новое издание.
Где появилась первая типография?
Как ни странно, этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Как вы понимаете, многие страны хотят бы быть причастными к историческим открытиям.
Голландцы уверены в том, что первую типографию в мире открыл создатель металлического наборного алфавита Лоренц Янсен. По словам голландского историка XVI ст. А. Юниуса, Янсен дошел до настоящего изобретения случайно, вырезая из дерева буквы как игрушки для своих внуков. Он опубликовал по новому методу несколько книг.
В Бельгии твердят, что первым книгопечатником был Жан Бритто — португальский иезуитский священник-миссионер в Южной Индии.
Французские историки утверждают, что первая типография принадлежала эмигранту из Чехии Прокопу Вальдфогелю, который в 1444-1446 гг. во французском городе Авиньоне овладел «искусством искусственно писать» («ars artificialiter scribendi»). При этом он пользовался 48 металлическими буквами и разными инструментами.
Мы верим самой распространенной версии.
В 1440 году немецкий ювелир и изобретатель Иоганн Гутенберг произвел переворот в книгопечатании. Выше мы уже писали про ксилографию, которая уже в то время позволяла печатать тексты с цельных деревянных досок. А что же сделал Гутенберг? Именно он придумал разрезать эти деревянные доски на литеры (изображения буквы) и соединять их в типографский набор.
Эта гениальная идея и заложила основу для целой отрасли.
Для каждой буквы он сделал подвижную литеру. Благодаря этому из подвижных литер можно было получать множество перестановок и получать любую комбинацию букв. Из деревянных букв можно было получать слова, из слов — предложения, из предложений — целые страницы. Затем все это можно было разобрать и составить новый набор текста. На собранные в текст литеры наносилась краска и выполнялся оттиск на бумагу. Затем напечатанные листы сшивали в одну книгу.
Также Гутенберг усовершенствовал печатный станок, нашел подходящий сплав металла, из которого изготавливались литеры, а также сумел найти оптимальный рецепт типографских чернил. За свою жизнь Гутенберг разработал шесть шрифтов, в том числе латиницу.
Первыми произведениями, выпущенными с помощью печатного пресса, стали индульгенция, календарь, латинская грамматика Элия Доната — недорогие издания, состоящие из одного или нескольких листов. Главной его книгой стала, конечно же, Библия. В 1450 году он приступил к своему капитальному труду, который навеки останется памятником типографского искусства. Первая Библия печаталась 5 лет!
Думаете на этом история заканчивается? А вот и нет.
Гутенберг не смог расплатиться со своим кредитором Иоганном Фустом и по решению суда в 1455 году его типография со всем оборудованием и шрифтами Библии перешла к Фусту. Тот заключил договор с Петером Шеффером, который ранее работал печатником у Гутенберга, и с успехом продолжил работать.
Фаусту удалось бы, может быть, присвоить себе славу изобретения книгопечатания, если бы молодой Шеффер не сделал бы следующей надписи на одной книге, напечатанной в 1505 году:
«В 1450 год в Майнце изобретено талантливым Гутенбергом удивительное типографское искусство, которое впоследствии было улучшено и распространено в потомстве трудами Фауста и Шеффера».
Гутенбергу пришлось начать всё с нуля. Спустя несколько лет создатель первой типографской машины получил новое финансирование. Его новыми заказчиками стали королевские дворы, которые и помогли ему продолжить дело. Первопечатник умер в 1468 году в Майнце.
Вот какое наследие осталось после его смерти:
- различные шрифты;
- книги, напечатанные для Папы Римского;
- два Святых Писания;
- философские и научные трактаты.
Интересно, что в то время простые жители, а в особенности церковные деятели, не признавали печатное ремесло и считали, что печатание книг, в том числе и Библии, является проделками сатаны, и сжигали все книги.
Изобретение Гутенберга перевернуло мир. Первые печатники, которые трудились около печатных станков стали пионерами цивилизации. Именно они способствовали просвещению человечества. И мы должны быть им за это признательны.
Типографии в Украине
Первую типографию в Украине открыл во Львове Иван Федоров-Федорович — один из первых украинских печатников, гравер, инженер и литейщик. Считается основателем печатного дела. В 1574 году в его типографии были напечатаны первые книги — «Апостол» и «Букварь». Печатание «Апостола» тиражом около 1000 экземпляров длилось почти год.
В 1581 Федоров напечатал Острожскую Библию, которая стала настоящим шедевром типографского искусства. Это было первое полное издание всех книг Священного писания на церковно-славянском языке.
В 1616 году была создана типография при Киево-Печерской лавре. Она стала одним из центров книгопечатания в Украине.
В период 1574-1648 гг. в Украине существовало 25 типографий. Основными центрами издательской деятельности были крупные торговые города: Киев, Львов, Острог. Крупные типографии имели собственные книжные магазины. Книги также продавали печатники, купцы и лавочники.
В 1720 году Петр I запретил издавать книги на украинском языке. Но украинское книгопечатание продолжало жить.
Даже в сложный период между Первой и Второй мировыми войнами в Галичине насчитывалось около 50 украинских издательств.
А что же сегодня? Прогресс идет вперед семимильными шагами. Технические возможности современных типографий очень широки. Например, цифровое оборудование в нашей типографии New Media позволяет выпускать полиграфическую продукцию отличного качества в короткие сроки: визитки, открытки, буклеты, бирки, этикетки, наклейки, журналы, книги, каталоги, магниты, афиши, приглашения, дипломы, сертификаты и т.д.
Ламинация, фигурная резка, каширование, перфорация, палитурные работы, фальцовка, цифровое выборочное нанесение фольги или лака… Вот основной список полиграфических услуг, которые мы оказываем. Мы знаем как сделать так, чтобы ваша полиграфия выглядело достойно и решала нужную задачу!
Пишите нам на почту [email protected] или звоните по телефонам:
+380678347770
+380487347770