Несмотря на некоторую мрачность названия, Black Friday — главный праздник шопоголиков всего мира. Черная пятница — день феерических скидок и распродаж, который кому-то позволяет хорошо сэкономить, а кого-то заставляет потерять голову и оставить годовой бюджет в супермаркетах и интернет-магазинах.
Дата Черной пятницы меняется каждый год и зависит от Дня Благодарения в США. Этот праздник отмечается в последний четверг ноября, а пятница скидок следует за ним.
Кстати, первую распродажу устроил в конце XIX века ничем не примечательный парень из глубинки Фрэнк Вулворт. Он работал продавцом в небольшой лавке и совсем не умел «впаривать» товары по выгодной цене. В те времена не было фиксированных ценников. Разговаривая с покупателями, продавцы оценивали их платежеспособность и назначали цену согласно своим выводам. И бедняга Вулворт очень страдал, не справляясь с составлением психологических портретов клиентов. И однажды пошел ва-банк: выложил все сезонные товары на прилавок и поставил табличку «Все по 5 центов!». Успех был ошеломительным: товары смели до конца дня. Между прочим, так родилась крупнейшая в США розничная сеть супермаркетов начала ХХ века — Woolworth.
Сам термин Black Friday появился около 50 лет назад. На этот счет есть несколько версий.
- Полицейские Филадельфии называли пятницу после Дня благодарения Черной из-за сильных пробок на дорогах. Проведя праздничный день всей семьей, люди разъезжались по домам и создавали огромное столпотворение. Не обходилось без ДТП и травм, а уж работа полиции в этот день была поистине адской.
- В 1966 году в Indiana Gazette в Пенсильвании вышла статья, где говорилось, что в этот день бухгалтерские записи всех торговых точек мира точно будут черными. Дело в том, что традиционно черными чернилами отмечали дни, которые принесли прибыль (in the black — положительный баланс), а красными — убытки (in the red — отрицательный баланс).
Видимо, обе версии верны. Отпраздновав День благодарения, люди начинают задумываться о следующем большом празднике, Рождестве. И, проезжая мимо магазинов с надписями SALE, не могут удержаться от покупки подарков.
Конечно, самый впечатляющий масштаб Black Friday имеет в США. Скидки составляют от 50 до 90%, причем под распродажу попадает вовсе не неликвид, а вполне трендовые вещи. Нетерпеливые покупатели собираются у магазинов ранним утром. Многие берут отгулы на работе, придумывая очень «правдоподобные» объяснения. Самые рьяные шопоголики даже ночуют у супермаркетов, занимая очередь заранее. Крупнейшие сети открываются в полночь, и сразу начинается настоящий штурм. После того, как в 1949 году люди буквально снесли двери в магазин Walmart в Нью-Йорке и разбили витрины, появилось новое слово — doorbuster. Кстати, тут есть и третья версия названия Black Friday: в давках и столпотворениях часто случаются травмы и драки, бывают и летальные случаи.
В Европе все проходит спокойнее и намного цивилизованнее. Между прочим, во многих странах официально запрещено перед началом Чёрной пятницы повышать цены на ассортимент, государство следит за этим.
В Украине Черная пятница — относительно новое явление. В основном, это фишка интернет-магазинов, и doorbuster явно не грозит нашим супермаркетам и бутикам. Кстати, солидные магазины действительно прилично скидывают цены, а менее добросовестные постепенно повышают цены на товары с начала ноября, чтобы в Black Friday порадовать клиентов «аттракционом невиданной щедрости», просто вернув цену на уровень сентября-октября.