Слыша слова Coca-cola, Apple или McDonald’s, мы автоматически мысленно рисуем в голове знакомый логотип. А ведь привычные нам картинки недавно были совсем другими. Давайте посмотрим, как менялись логотипы всемирно известных брендов.
Основатель Instagram Кевин Систром заядло увлекался фотоискусством, а конкретнее — пленочной фотографией. Первый логотип он нарисовал сам, реалистично изобразив винтажный Polaroid. На логотипе красовался корпус с объективом, видоискатель, вспышка. А радужная полоска символизировала цветные фильтры, которыми славилось приложение. Затем Polaroid на логотипе сменился фотоаппаратом Bell&Howell, затем Sierre 120. Современная, известная всем иконка полностью утратила связь с винтажными фотокамерами.
Слово Twitter можно перевести как «щебет», поэтому логотип связан с птицами, хотя и разными. Первое графическое изображение сервиса, который изначально назывался Twittr, было малопривлекательным: отвратительные зеленые буквы, размазанные по экрану. К счастью, основатели изменили стиль и цвет букв перед самым запуском, потратив на создание нового логотипа 1 день. Первый «птичий» вариант — Larry the Bird. Это иллюстрация Саймона Оксли, которую компания Twitter купила на стоковой фотобирже за 15 долларов. Корпоративные стандарты запрещают использование общедоступных стоковых изображений. Когда успешный стартап превратился во всемирно известный сервис микроблогов, он усовершенствовал свою эмблему. Современная птичка, родившаяся в 2012 году, — это певчий дрозд или пересмешник, синяя птица счастья. Создатели говорят, что больше не будут менять эмблему, так как она идеальна.
Понятно, что логотип компании Apple не может обойтись без яблока. Но в первом варианте 1976 года это была целая гравюра, изображавшая Исаака Ньютона под яблоней. Надпись гласила Apple Computer Co. Но уже через год все лишнее исчезло, осталось только надкушенное яблоко. С тех пор суть не меняется, лишь цвет и текстура яблока подстраиваются под актуальные тенденции в дизайне.
Эволюция логотипа сети McDonald’s — наглядный путь от сложного к простому. На первых изображениях красовался повар Speedee, а сама табличка размещалась на желтой арке. Такие конструкции были фирменным элементом каждого ресторана этой сети. В 60-х годах повар исчез, а арки переместились на логотип. В 70-х компания хотела провести полный ребрендинг, избавившись от привязки к этим архитектурным символам. Но есть версия, что психолог и дизайнер Louis Cheskin, отвечавший за создание нового логотипа, был приверженцем теории Фрейда. По его замыслу, очертания арок, сливавшихся в букву М, на подсознательном уровне ассоциируются с женской, материнской грудью, что вызывает чувство голода. Неизвестно, миф это или правда, но теория не лишена оригинальности.
Первые логотипы компании Pepsi-Cola представляли собой что-то невразумительное. Продукт продавался как аптечный сироп с бодрящим эффектом и не сразу завоевал популярность. В 50-х годах логотип окрашивается в цвета американского флага, в 60-х годах теряется приставка Cola. Современный логотип несет множество смыслов. Национальная символика, фен-шуй, теория вероятности, геодинамика, теория Пифагора, белозубая улыбка — все это упоминается на 27 страницах отчета, который брендинговое агентство представило компании Pepsi вместе с новой эмблемой и солидным чеком на 1 млн. долларов за его разработку.
Если логотип Pepsi — это творческие метания из стороны в сторону, то эволюция эмблемы Coca-Cola — это круговорот, возвращение к истокам. Название и первый логотип для бодрящего аптечного напитка из листьев коки и орехов колы придумал друг владельца и бухгалтер компании Фрэнг Робинсон. Он сделал надпись красивым каллиграфическим шрифтом, который с тех пор прочно ассоциируется с этим продуктом. В непрерывной конкуренции с извечным соперником компания проводила несколько ребрендингов, один из них чуть не закончился провалом. В 1985 году производители изменили название и рецепт напитка, превратив его в New Coke. Поклонники не поняли этот шаг, и уже через 79 напитку вернули не только имя, но и самый первоначальный, слегка модернизированный логотип.
Компания Samsung родилась как предприятие по производству рисовой муки и макаронных изделий. Уже тогда на ее логотипе появлись три звезды, именно так переводится с корейского слово Samsung. С 1969 года компания занимается производством телевизоров, логотип меняется, но звезды остаются. Радикальный ребрендинг был связан с полным пересмотром миссии и принципов работы компании. Смена имиджа была настолько удачной, что стала хрестоматийный примером для всех дизайнеров и маркетологов.